Задача, бойся меня! или Как решить задачу по химии?

     Как часто приходится сталкиваться с ситуацией, которая описывается следующими фразами: «Я прочитал задачу, я не знаю, как ее решать, я вообще ничего не знаю, у меня паника, все пропало…»? Я думаю, достаточно часто. К сожалению, порою ребята умные, хорошо и добросовестно готовящиеся к экзаменам, в какой-то момент, не  найдя мгновенно ответа на вопрос, начинают паниковать, нервничать,  и, в итоге, не воспроизводят даже того, что знали и умели.

     Человек спокоен и уверен, если у него есть четкая программа действий; если он уверен, что из большой, имеющейся у него связки ключей, все равно будет найден нужный, который откроет дверь.

     Поэтому я хочу предложить некоторые  рекомендации и некоторую последовательность действий при решении задач.

Первый этап.  Читаем условие задачи.

Второй этап. Внимательно читаем условие задачи!

Третий этап. Действуем по принципу чукчи: «Что вижу – то пою». Только немного видоизменяем: «что читаю – то пишу». «Маркируем» все цифры из условия задачи: каждую цифру связываем с определенной буквой (обозначением физической величины) и конкретным веществом.  Определяемся с величиной, которую нужно найти.

Четвертый этап. Еще раз читаем условие задачи для того, чтобы понять, связана ли задача с каким-либо химическим превращением или необходимы просто последовательные расчеты по формулам.

Пятый этап*. Если задача не связана с химическими превращениями (задачи на определение массовой доли вещества в растворе, вещества в смеси, определение формулы вещества, определение относительной плотности газов, вычисление массовой доли элемента в молекуле и т.д.), то вспоминаем и записываем все формулы, которые связаны с теми буквами (физическими величинами), которые были записаны на третьем этапе.

Шестой этап. Когда все формулы будут записаны, между ними неизбежно определиться связь: одна и та же величина входит в несколько формул или что-то можно найти из одной формулы и подставить в другую.

Седьмой этап.  Когда все формулы и величины будут систематизированы и упорядочены, прорисуется (а потом и окончательно красиво оформится) решение.  

Пятый этап.** Если задача связана с конкретным химическим превращением, то первым делом определяемся, какие вещества являются исходными, будет ли происходить взаимодействие. Затем определяем, что образуется в результате взаимодействия.

Шестой этап.** Записываем уравнение реакций.

Седьмой этап.**Читаем условие задачи и определяем, не осложнена ли задача какими-либо дополнительными условиями: примеси в исходных  веществах, не 100% -й выход реакции, наличие избытка одного из исходных веществ.

Восьмой этап.** Определяем порядок действий: в первую очередь – расчет по уравнению реакции или работа с «дополнительными условиями» и факторами. Производим необходимые расчеты в порядке очередности.

Р.S. Для работы с задачами, связанными с расчетами по уравнению реакции, предлагаю стандартный  алгоритм действий, который применим ко всем задачам с уточнениями и отклонениями при наличии «дополнительных условий»:

  1. Записать уравнение реакции.
  2. Расставить коэффициенты.
  3. Вверху над веществами записать данные условия. Над веществом, количество которого необходимо найти, пишем «Х».    
  4. Внизу, под этим веществом, подписать количество молей (коэффициенты перед формулами веществ в уравнении).
  5. Упорядочить единицы измерения (вверху и внизу возле формулы вещества единицы измерения должны быть одинаковыми).

      г →моль      v= m/M, 

      л → моль     ∨ = v/Vm,

      моль → г    m= v∙M ,                         

      моль → л   v=∨ ∙Vm

  1. Составить пропорцию.
  2. Вычислить неизвестную величину Х.
  3. Перейти к нужным единицам измерения.

    Если действовать согласно этому алгоритму, то можно решить абсолютно любую задачу, главное – правильно записать уравнение реакции. Как это сделать? Это, поверьте, тоже совершенно несложно! Но это уже  тема другого разговора.

          Запомните: главное – начинать общение с задачей со слов «Задача, бойся меня! Я иду тебя решать!»

Желаю всем успехов и побед!

          Солодовник Наталья Львовна,

          преподаватель химии Центра развития «ДИАЛОГ»