г. Днепр, ул. Высоковольтная, 10, офис 16,
тел. +380 (50) 362-02-12.

г. Днепр, ул. Б. Хмельницкого, 14-а,
1-й вход, оф. 38, тел. +380 (63) 709-73-10.

г. Днепр, пр. И. Мазепы, 42, офис 10,
тел. +380 (67) 535-13-30.

Профориентация – не приговор, профориентация – это путь к самому себе,
который вы пройдете вместе с психологом

Каждая профориентация – по-своему уникальный случай. Не бывает двух одинаковых профориентаций. Подростка, взрослого или родителя подростка приводит на профориентацию какой-то очень важный внутренний вопрос, на который остро назрела необходимость найти ответ. Как правило, это такие вопросы как: кто я? какой я? для чего я живу? что я могу дать этому миру? что мир может дать мне? что я реально умею делать? что я реально знаю?

Во время каждой профориентации у подростка или взрослого есть возможность пройти путь и найти дорогу, в первую очередь, к самому себе, ведь профориентация не отделима от личности человека. Сколько бы не было профориентаций – каждая из них – особенный случай, так как мы имеем дело с уникальной личностью, у которой есть врожденный темперамент, сформировавшийся определенным образом характер и привычки, интересы, а также определенный уровень развития интеллекта. Все эти характеристики и влияют на то, в какой профессии человек может себя реализовать наилучшим образом.

Из всех тех подростков и взрослых, которые проходили профориентацию была только одна девушка, у которой было все четко и ясно по выбору профессии. Девушка училась тогда в 10 классом, и сразу сказала, что пришла на профориентацию для того, чтобы проверить правильность своего выбора. Она сказала, что хотела бы стать экономистом. Произнесла она это твердо и уверенно, сомнений у нее не было.

Она прошла компьютерное тестирование, где в каждом из трех разделов профессия экономист – набрала наибольший коэффициент сходства. Из девяти возможных профилей, финансово экономический профиль набрал максимальный бал. И по общим результатам явно лидировала профессия экономист. Когда пришли родители девушки они сказали, что видят свою дочь экономистом, именно так, как показало компьютерное тестирование. Это называется – единогласно! Хочу сказать, что такой результат большая редкость. Из тысячи – один единственный. И мне, как психологу, могу сказать, было скучно, я чувствовала свою явную ненужность в этом случае.

Если такого единства по результатам компьютерного тестирования не наблюдается, то нужно внимательно анализировать, как полученные результаты соотносятся с тем живым человеком, который находится перед тобой, и какая его жизненная ситуация. Так как проводя профориентацию мы, хоть и с разрешения подростка или взрослого, но вторгаемся в его внутренний мир, в его внутреннее пространство, и нужно быть очень аккуратными с тем, к чему нам позволили прикоснуться, и понимать, что мы имеем дело с надеждами и чаяниями человека. И учитывать, что человек находится в определенной жизненной ситуацией и что у него существуют часто определенные ограничения.

Например, на одной из моих первых профориентаций пришла девятиклассница, и когда я стала зачитывать полученные результаты, она просто окаменела, - она сидела молча, у нее текли слезы, и она их вытирала аккуратно локтем, чтобы мама не заметила. Мама уходила счастливая, маме результаты понравились, а девушка показала мне пантомимой, чтобы я ничего не говорила маме о ее подлинных увлечениях, так как ей просто страшно, что маму огорчит ее выбор, который бы она сделала сама, и что мама просто прекратит оплачивать её тренировки по хореографии.

В этом случае подросток просто изо всех сил старался соответствовать ожиданиям мамы и не хотел причинять беспокойство родителю, которая считала увлечение хореографией – занятием непрактичным и бессмысленным в профессиональном плане. Поэтому девушка ответила на вопросы теста не как хотела сама, а как от нее ожидала мама. И это было очевидно.

Важно понимать, что результаты компьютерного тестирования – это не приговор, и их нужно правильно трактовать и понимать, что они значат именно в данном конкретном случае. Чтобы не травмировать подростка или взрослого, а поддержать, помочь найти подлинного себя, и подобрать такую профессию, в которой человек сможет оптимально реализовать именно свои природные склонности и способности. В этом я вижу свою главную задачу, как психолога.

Галина Полякова, психолог-профориентолог Центра развития “ДИАЛОГ”.