г. Днепр, ул. Высоковольтная, 10, офис 16,
тел. +380 (50) 362-02-12.

г. Днепр, ул. Б. Хмельницкого, 14-а,
1-й вход, оф. 38, тел. +380 (63) 709-73-10.

г. Днепр, пр. И. Мазепы, 42, офис 10,
тел. +380 (67) 535-13-30.

Особенности внешнего независимого оценивания 2018 г. по истории Украины

Одной из задач исторического образования, определенных в Государственном стандарте базового и полного среднего образования, является получение и усвоение знаний о важнейших событиях, явлениях и тенденциях в истории Украины, формирование у школьников целостного понимания истории в контексте исторического процесса. Особое внимание в процессе обучения истории Украины следует обратить на развитие таких умений, как выявление причинно-следственных связей исторических событий, явлений и процессов, установление хронологической последовательности исторических событий, определения исторических понятий и терминов.

Классификация исторических компетентностей выделяет хронологическую (ориентация в историческом времени), пространственную (ориентация в историческом пространстве), информационную (умение работать с источниками исторической информации) и другие предметные компетенции.

В задачах ВНО по истории на выявление уровня хронологической компетенции было рассчитано несколько вопросов. Но многие старшеклассники не смогли верно соотнести даты и события начала ХХ в. в Украине. Так, 55% верно определили последовательность событий Первой мировой, почти половина - последовательность событий Украинской революции 1917-1918 гг., 100-летие которой отмечается в этом году на государственном уровне; и только треть - последовательность событий 1920-х годов в Украине. Большинство учеников обнаружили компетенции исторического пространства: верно указали украинские губернии в составе Российской и Австро-Венгерской империй. Относительно информационной компетенции является умение учащихся работать с источниками исторического информации. Так, более 79% учащихся идентифицируют исторического деятеля, который возглавлял Директорию УНР и Генеральный Секретариат, Центральную Раду.

Но большинство школьников плохо знают суть универсалов Центральной Рады и условия договоров 1920-х годов, которые определили статус западноевропейских земель в системе международных отношений. Также при подготовке к ВНО необходимо уделять больше внимания знанию программных основ украинских политических партий начала ХХ века. Стоит также более глубоко разобраться в таких темах, как «Украина в Первой мировой войне» и «Украина в условиях НЭПа». Особое внимание нужно обратить на выявление причинно-следственных связей исторических событий, явлений и процессов, установление хронологической последовательности исторических событий.

Скворцова Елена Владиславовна, учитель истории Центра развития «ДИАЛОГ».